Покупая дом или квартиру в Турции, нужно реально оценивать уровень расходов на ее дальнейшее содержание. Состав коммунальных и других платежей, которые делает собственник турецкого жилья, несколько отличается от привычной нам оплаты услуг ЖКХ, система их начисления и размер – тоже. Поэтому мы предлагаем подробнее разобраться с этим вопросом.
Средний годовой расход на содержание квартиры 1+1, расположенной в курортном регионе, в современном жилом комплексе и недалеко от моря, составляет чуть больше 1000 евро в год. При этом все затраты на недвижимость в Турции можно условно разделить на 4 большие группы:
- айдат;
- оплата коммунальных услуг;
- налоговые платежи;
- страховка.
Айдатом называется ежемесячный платеж на содержание квартиры или дома. Его размер определяется жильцами на общем собрании и уплачивается, вне зависимости от того, постоянно вы проживаете в квартире или нет. Айдат идет на поддержание общей инфраструктуры комплекса (лифтов, бассейна, сауны, детских и спортивных площадок), оплату труда персонала (консьержей, охранников, уборщиков и др.), а также – услуг управляющей компании. Чем развитее инфраструктура дома, тем выше айдат. Как правило, он составляет 10-100 евро в месяц.
Все платежи за коммунальные услуги в Турции начисляются по счетчикам. В их состав входит:
- электроэнергия – средний тариф по стране 0,11-0,18 евро за кВт/ч в зависимости от времени суток (ночью пользоваться электричеством дешевле), региона и объема потребления;
- холодное водоснабжение – в среднем обходится в 0,5-1,5 евро за 1 м3, смотря от объема потребленной воды;
- интернет и телевидение – средняя цена домашнего пакета 15-30 евро в месяц, зависит от провайдера, объема услуг и скорости интернета.
Централизованного отопления и горячего водоснабжения в стране нет. Газ проводится редко, чаще покупается в баллонах, которые стоят от 15 до 30 евро и используются в течение трех-четырех месяцев.
Иностранные собственники жилой недвижимости в Турции обязаны уплачивать аналогичные с ее гражданами налоги и сборы:
- налог на недвижимость (0,1% в год от кадастровой цены объекта в провинциях и 0,2% в крупных городах);
- муниципальные сборы (10-40 евро в год, идут на вывоз мусора и уборку улиц).
Довольно специфической статьей расходов является страховка от землетрясений (DASK). Ее стоимость определяется с учетом характеристик недвижимости и желаемого объема покрытия полисом. В среднем – это 15-150 евро в год.